Версия для слабовидящих A A A

 

         

     Мудрые говорят: «Культура - это незыблемый мост, который соединяет времена и поколения, это духовный Хлеб человечества, который спасает наши души от зла, равнодушия, беспамятства».
 

 

В условиях глобализации мировой экономики, приводящей к унификации и нивелировке этнических основ, важная роль отводится осознанию каждым народом своей национальной идентичности. В федеральных государственных стандартах общего образования Российской Федерации второго поколения  наряду со становлением и развитием общих компетенций приоритетное значение приобретает формирование у подрастающего поколения российской идентичности. Российская идентичность - это представление человека о себе и своём месте в обществе, о ценностях и моделях, которые формируются на основе отождествления себя с определённым культурным выбором и ролевыми функциями, с социальными институтами и отношениями на базе российских национальных традиций и российского менталитета. В связи с этим возрастает потребность образовательных учреждений в создании специальных образовательных и воспитательных условий, направленных на приобщение детей к национальной российской культуре, истории и традициям.

Среди различных структур воспитательно-образовательного процесса детских школ искусств можно выделить такую инновационную, как музей, который выполняет не только просветительскую, воспитательную, но и обучающую функцию. Примером такой оригинальной  и многофункциональной структуры может послужить музей детского прикладного творчества «Радогощ», организованный на художественном отделении детской школы искусств №19 г. Кемерово.

Музей детского прикладного творчества «Радогощ», назван в честь славянского бога гостеприимства, которым издавна славится русский народ. Гостеприимство можно рассматривать как открытость русской культуры иным национальным традициям, как уважительное отношение к культуре других народов, населяющих территорию нашей страны.  Идея  создания музея обусловлена необходимостью возрождения русских народных традиций, воспитанием патриотизма, культурной и духовной  нравственности обучающихся с учётом толерантности и российской идентичности.

В настоящее время в различных учреждениях образования и культуры Российской Федерации создается много этнографических музеев, в том числе и детских, призванных донести до подрастающего поколения своеобразие славянской культуры.  Но уникальность данного проекта заключается в том, что экспонаты музея созданы детскими руками. В музее дети учатся по экспериментальной программе декоративно - прикладной  композиции «Из истоков славянской культуры», разработанной  преподавателем художественных дисциплин  Боярской Ларисой Павловной.

Программа рассчитана на четыре года обучения. Основное назначение программы - развитие творческой личности на основе изучения  народных обычаев и обрядов древних славян с целью приобщение её  к славянской культуре путём создания экспонатов декоративно-прикладного творчества. Для реализации поставленной цели в процессе обучения решаются следующие задачи:

  • освоить знания об истории, традициях славян;
  • развить интерес к славянской культуре;
  • воспитать ответственность к делу, умение доводить работу до конца;
  • научить культуре работы с различным художественным материалом;
  • сформировать умение работать в коллективе;
  • развить творческую активность и проявления индивидуальности в работе.

Программа знакомит учащихся с разнообразными видами художественных ремесел. Её теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся со славянской религией: происхождением вселенной и земли, богов и богинь, знакомит со смысловым значением древней символики.  Практическая часть учебной программы включает в себя следующие направления:

  • работа с природным материалом: соломка, рогоза, трава;
  • роспись по ткани «Холодный батик»;
  • народный костюм и обрядовые куклы;
  • традиционное ручное ткачество «Гобелен»;
  • символика в народной росписи;
  • бумажная декоративная пластика из картона и бумаги.

Практическая часть занятий  проводится с использованием  русской народной и классической  музыки. Так же большое значение придаётся изучению словесного народного творчества: сказок, былин, пословиц. Межпредметные связи позволяют усилить эмоционально-образную составляющую уроков и влияют на качество результатов обучения.  Этому же способствует и то, что занятия проводятся в помещении музея детского прикладного творчества «Радогощ», в котором находятся экспонаты, созданные руками учащихся, и древняя утварь, собранная при их непосредственном участии.

Дети изучают культуру, быт, традиции, историю древних славян и на основе изученного материала создают свои творческие работы, связанные с реконструкцией  народных костюмов, копий образцов артефактов народных промыслов, обрядовых кукол.  Но этим работа не ограничивается. По мотивам изученного выполняются творческие работы: батик, росписи по дереву, вышивки.

За время работы в музее подобралась большая коллекция детских работ по декоративно-прикладному искусству, собрана коллекция предметов старины. Накоплен большой материал по истории славянской культуры. 

Работа музея не ограничивается только процессом обучения. Среди её направлений можно выделить исследовательскую деятельность, выставки, конкурсы, экскурсии по музею, проведение в музее выступлений детей, обучающихся на музыкальном отделении школы, постановки небольших театрализованных представлений с участием детей на основе исторических и мифологических сюжетов. На базе музея проводятся мастер - классы и открытые уроки для учащихся и преподавателей. Чтобы сделать работу музея прозрачной и открытой, на школьном сайте есть специальная страничка, освещающая новые факты и события, происходящие в музее.

Детский музей максимально мобилен, приспособлен для перестановки и готов к переменам. Коллекция состоит из предметов, позволяющих детям брать их в руки, рассматривать, изучать, то есть осуществлять тактильный контакт с ними.

Экспозиция детских работ музея включает в себя:

  • роспись по ткани «Холодный батик», на тему славянских обрядов и обычаев;
  • традиционные народные маски;
  • деревянные символические расписные яйца «Писанка», венки, декоративная станковая композиция учащихся подготовительного отделения и воскресного на тему «Пасхальной радостью объяты»;
  • куклы в русских народных костюмах;
  • уголок сказки: «Курочка ряба», «Колобок», «Домовёнок-Кузя», «Лисичка- сестричка», «Алёнушка и братец Иванушка», «Кот-Баюн», «Снегурочка» и «Колыбельная песня»;
  • полотенца, расшитые народным символическим орнаментом;
  • обрядовые куклы: «Домовой», «Домовушка», «Крупеничка», оберег (безликие куклы и закрутки);
  • игрушки из соломки: кони, барышни, цветы;
  • традиционное ручное ткачество «Гобелен» - в полосной, ворсовой, узелковой технике;
  • лоскутное шитьё - декоративное панно на тему народных обычаев и обрядов и многое другое.

 На выставке музея представлено около трехсот детских работ, еще больше работ находится в  хранилище. Особое место в коллекции музея занимают старинные экспонаты, они создают атмосферу древности, с которой можно соприкоснуться.

 Культура древних славян открывает новое мироздание для будущего поколения, обогащает  знания учащихся, вызывает интерес и понимание к народному творчеству.     Народное творчество помогает детям осознать свою сущность, познать свое «Я», что так важно и актуально в непростых реалиях современной жизни.

 

1997 год. Городской фестиваль положил начало идее создания музея.

Появились первые экспонаты

И началась работа...

 

 19 декабря 2008 года состоялось открытие музея детского прикладного творчества «Радогощ»

Кемерово